Мероприятия в рамках «Точки роста» по химии в МБОУ «СОШ с.п.Братское»

21.09.22г. В МБОУ «СОШ с.п. Братское в рамках федерального проекта  Социальная активность, национального проекта «Образование» и в рамках проекта «Точка роста» проведен урок в 8 классе  по теме: «Изучение строение пламени.» . Мероприятие проведено в форме исследовательского занятия направленного на экологическое образование  школьников ,с использованием цифровых лабораторий и датчиков системы.

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся познавательных универсальных учебных действий, умений проводить простейшие исследования, навыка составлять , отчёт о работе и делать выводы. Способствовать формированию  собственного взгляда на мир и отношения к нему.

Химия — наука экспериментально-теоретическая. Основной метод обучения предмета— химический эксперимент. При изучении химии обучаемые выполняют лабораторные опыты, практические работы, решают экспериментальные задачи. Необходимым условием выполнения работ является применение нагревания. Поэтому с первых уроков химии необходимо сформировать у учащихся навыки работы с нагревательными прибо рами, в частности со спиртовкой.

Оборудование, программное обеспечение и расходные материалы

Компьютер с программным обеспечением Releon Lite, цифровой датчик температуры термопарный, штатив с зажимом; спиртовка, пробирка, сухое горючее; свеча.

Урок проведен в 8 в классе. На протяжении всего урока использовались вопросы поискового характера .что способствовало повышению познавательной деятельности детей. Также учащиеся провели практическую работу « Изучение строения пламени» с элементами исследования, в ходе урока были использованы задания для развития  функциональной грамотности .В данном мероприятии ученики самостоятельно сконструировали свои знания и умения обучать и познавать мир, закрепили знания о строении пламени, сформулировали выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом; составили план  последовательных задач. Цель урока была достигнута.

 

19.10.22г. В МБОУ «СОШ с.п. Братское в рамках федерального проекта  Социальная активность, национального проекта «Образование» и в рамках проекта «Точка роста» проведен урок в 8 классе  по теме: «Вода- самое обыкновенное и необыкновенное вещество.» . Мероприятие проведено в форме исследовательского занятия направленного на экологическое образование  школьников ,с использованием цифровых лабораторий и датчиков системы.

Цель урока: Сформировать у школьников представление, что свойства чистого и за- грязнённого вещества различаются, и осознание того, что для опытов нужно использовать дистиллированную воду. Сформировать навык определения объекта по его свойствам на основе обучающей выборки. При этом принцип работы датчика электропроводности понимать необязательно — достаточно увидеть различие показаний.

Оборудование, программное обеспечение и расходные материалыКомпьютер с программным обеспечением Releon Lite, цифровой датчик температуры , штатив с зажимом; спиртовка, пробирки .Была проведена практическая работа: 1. «Определение водопроводной и дистиллированной вод».2. «Kак очистить воду в домашних условиях» (экологическое моделирование, конструирование).Ученики определяли анализ вод с помощью датчика электропроводности и химических реактивов.В ходе работы ребята выяснили ,что водопроводная вода содержит растворённые соли, которые влияют на её свойства. В частности, примеси солей обусловливают электропроводность водопроводной воды. Дистиллированная вода не содержит солей, а значит, будет обладать меньшей электропроводностью. Таким образом, с помощью датчика электропроводности можно отличить дистиллированную воду от водопроводной. Кроме физических методов анализа, можно использовать химические методы для определения воды. При действии различных реагентов соли в водопроводной воде дают специфические реакции, например помутнение. Появление мути в воде обусловлено образованием нерастворимого в воде осадка. В дистиллированной воде нет солей. Поэтому помутнение не наблюдается. При выпаривании водопроводной воды также можно наблюдать выделение солей.Урок прошел очень интересно и насыщенно. В ходе урока были использованы задания для развития функциональной  грамотности. Например: Уметь отличать водопроводную воду от дистиллированной, знать, почему для проведения экспериментов используют дистиллированную воду.

В данном мероприятии ученики самостоятельно сконструировали свои знания и умения обучать и познавать мир, закрепили знания о воде, изучили химические реакции, лежащие в основе разнообразных  химических процессов протекающих с водой Цель урока была достигнута.

 

06.12.22г. В МБОУ «СОШ с.п. Братское в рамках федерального проекта  Социальная активность, национального проекта «Образование» и в рамках проекта «Точка роста» проведен урок в 11 классе по теме: «Понятие о ионном произведении воды, водородном показателе» . Мероприятие проведено в форме исследовательского занятия направленного на экологическое образование  школьников ,с использованием цифровых лабораторий и датчиков системы.

Урок проведен с целью формировать и развить у школьников представления о современной  естественнонаучной картине мира, познакомить с понятием  ионное произведении воды ,водородном показателе». Способствовать формированию  собственного взгляда на мир и отношения к нему. Познакомить со значением  рН в природе и в жизни человека.

Урок проведен в 11 классе. На протяжении всего урока использовались вопросы поискового характера .что способствовало повышению познавательной деятельности детей. Также учащиеся провели практическую работу: Вода-незаменимый растворитель в экспериментальной химии».

В данном мероприятии ученики самостоятельно сконструировали свои знания и умения обучать и познавать мир, закрепили знания о понятии ионного произведения воды, водородном показателе ,индикаторах, изучили химические реакции,лежащие в основе разнообразных  химических процессов протекающих с водой Цель урока была достигнута.

 

Директор школы с.п Братское Дадахов Рустам Амранович отметил, что благодаря национальному проекту « Образование»  образовательная среда, создаваемая на базе «Школьного кванториума», позволяет строить учебный процесс таким образом, чтобы знания приобретались учащимися в процессе активной познавательной  деятельности Использование оборудования детского технопарка «Школьный кванториум» позволяет обучить школьников выявлять учебную проблему, разрешать её, выдвигая гипотезы и проверяя их экспериментально . Ученик получает новые знания, приобретает новые умения . , формирование критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественнонаучной направленности, а также повышения качества образования . Решение проблемной учебной экспериментальной задачи становится первым шагом на пути к подлинно научному исследованию .

 

16.11.22г. В МБОУ «СОШ с.п. Братское в рамках федерального проекта  Социальная активность, национального проекта «Образование» и в рамках проекта «Точка роста» проведен урок в 9б классе по теме: «Электролиты и неэлектролиты.» . Мероприятие проведено в форме исследовательского занятия направленного на экологическое образование  школьников ,с использованием цифровых лабораторий и датчиков системы.

Мероприятие прошло со знакомства обучаемых с методами научного (учебного) исследования. При выполнении работы учащиеся получили экспериментальные данные (фактический материал), которые возможно классифицировать. Затем провели теоретический анализ, в результате которого обосновывалось  разделение веществ не только на основе экспериментальных фактов, но и на основании строения вещества. На последующих уроках учащиеся будут знакомиться с дальнейшими этапами исследования.

 Цели урока: создать условия для определения принадлежности веществ, смесей веществ и растворов веществ к электролитам и неэлектролитам, сформировать у обучающихся познавательные универсальные учебные действия.

 уметь организовывать исследование с це- лью проверки гипотез; уметь делать умозаключения и выводы.контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение; полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать и поддерживать диалог; эффективно работать в паре или группе при решении учебных задач развивать практические умения, связанные с изучением основных положений теории электролитической диссоциации;проявлять познавательный интерес, направленный на изучение основных положений теории электролитической диссоциации.

Оборудование, программное обеспечение и расходные материалы:

Компьютер, программное обеспечение Releon Lite, цифровой датчик электропроводности,

На уроке была использована технология смешанного обучения. В классе организовали несколько рабочих зон, в которых  располагались разные растворы и вещества. Группы учащихся поочерёдно выполняли исследования в одной зоне, затем переходят во вторую зону и т. д. Также учащиеся делали задания на развитие функциональной грамотности .Цель урока была достигнута.

 

 

18.01.23г. В МБОУ «СОШ с.п. Братское  в рамках федерального проекта  Социальная активность, национального проекта «Образование» и в рамках проекта «Точка роста» проведен урок в 11а классе по теме: «Исследование растворов хозяйственного и туалетного мыла, синтетических моющих средств.» Мероприятие проведено в форме исследовательского занятия направленного на экологическое образование  школьников ,с использованием цифровых лабораторий и датчиков системы.

Цель мероприятия– cоздание основы (ориентация и мотивация) для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения. – естественно-научная исследовательская деятельность, включающая наблюдения, выдвижение гипотез, проведение химического эксперимента, анализ информационных источников. Обращается внимание на коммуникативные умения (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов).

Особенность – его интегративность, междисциплинарный характер задач. Учащиеся знакомятся с универсальным характером естественно-научной деятельности, что помогает видеть общее в разных областях знаний, безболезненно осваивать новые сферы деятельности.  Позволяет сформировать у учащихся правильное представление о природе СМС, основных компонентах мыла..

Цель работы: на основании анализа результатов измерения рН растворов различных моющих средств сделать вывод об их эксплуатационных свойствах.

Оборудование, программное обеспечение и расходные материалы:

Компьютер, программное обеспечение Releon Lite,  датчик рН,

C целью сокращения времени, отведённого на выполнение данного задания,  ученикам были выданы готовые растворы моющих средств. Основу хозяйственного или туалетного мыла составляют натриевые или калиевые со- ли карбоновых кислот, например стеарат натрия C17H35COONa. Состав мыла определяет его сорт. Так, например, хозяйственное мыло содержит не более 72% жирных кислот и около 0,15―0,20% свободной щелочи — гидроксида натрия. Вследствие этого мыло имеет высокое значение рН — от 11 до 12.

Туалетное мыло также состоит из натриевых солей карбоновых кислот, но в отличие от хозяйственного мыла содержит меньше свободной щелочи. В состав туалетного мыла входят различные добавки: красители, отдушки и другие вещества. Для производства туалетного мыла используют более высококачественное сырьё. Туалетное мыло при его использовании меньше сушит и обезжиривает кожу. Это также связано с рН раствора мыла.

.В данном мероприятии ученики самостоятельно сконструировали свои знания и умения.Химия как учебный предмет помогает учащимся создать представление о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения в быту.

 

Kурс «Химия и питание» насыщен практическими работами, основная цель которых – приобретение учащимися знаний, имеющих личностный и реальный смысл. На занятиях можно узнать, как приготовить вкусный бульон или полезное отварное мясо, отличить маргарин от сливочного масла, проверить свежесть подсолнечного масла и определить качество меда. Предлагается методика расчета дневного рациона питания, исходя из собственной потребности в килокалориях. Обсуждается, как снизить содержание нитратов в растительной пище, на что нужно обращать внимание при выборе продуктов питания. Рассмотрено, какие бывают пищевые добавки и как они влияют на организм человека. А самое главное – учащиеся должны понять, что их здоровье зависит прежде всего от образа жизни и самостоятельного, обдуманного выбора, что и как употреблять в пищу.

Химия как учебный предмет помогает учащимся создать представление о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения в быту.


 

 «Определение электропроводности и pH раствора уксусной кислоты»

Теоретическое введение

Уксусная кислота — слабый электролит, её концентрированный раствор имеет очень низкое значение электропроводности. При разбавлении раствора степень электролити- ческой диссоциации увеличивается, электропроводность постепенно возрастает, прохо- дит через максимум и снова уменьшатся (рис. 18).

Концентрация ионов H+ (H3O+) постепенно уменьшается с разбавлением уксусной кислоты (рис. 18) в широком интервале доступных концентраций.

 

 

Рис.18. Графики зависимости удельной электропроводности (1) и рН (2) раствора от концентрации уксусной кислоты при 25 °С

Практическая часть

Цель опыта: проводить измерения рН и электропроводности растворов, интерпрети- ровать результаты, делать выводы о силе исследуемых электролитов, в частности о силе карбоновых кислот.

3.    ) Na2SO3 окисляется до Na2SO4.


зависит от температуры. При охлаждении раство- ра, насыщенного при высокой температуре, из него выпадают кристаллы соли. В зависи- мости от состава, вещество может выделяться в виде безводной соли или кристаллоги- драта. Так, например, при охлаждении насыщенного раствора сульфата цинка выделяет- ся кристаллогидрат ZnSO4 ∙ 7H2O. Другое название этого кристаллогидрата — цинковый купорос. Форма кристаллов этого вещества отличается от кристаллов медного купороса.

Практическая часть

Цель работы: сформировать у школьников представление о зависимости раствори- мости от температуры и о кристаллизации вещества из раствора. Сформировать навык работы с цифровым микроскопом.

Дополнительное оборудование: цифровой микроскоп; предметное стекло; пробирка; держатель для пробирки; пипетка; спиртовка.

Материалы и реактивы: сульфат цинка ZnSO4 ∙ 7H2O.

Техника безопасности:

1.        Работать в защитных очках. Требуется соблюдение мер безопасности при исполь- зовании спиртовки, сухого горючего.

2.        Избегать попадания концентрированного раствора сульфата цинка на кожу и оде- жду.

Инструкция к выполнению:

1.         В пробирку налейте воду (на 1―2 см по высоте).

2.        Медленно, при перемешивании, добавьте сульфат цинка до тех пор, пока он не пе- рестанет растворяться.

3.        Пробирку с раствором сульфата цинка нагрейте до полного растворения кристал- лов сульфата цинка.

4.        Также аккуратно нагрейте предметное стекло, пронося его несколько раз через пламя.

5.        Когда сульфат цинка растворится, нанесите каплю раствора на тёплое предметное стекло и поместите стекло под микроскоп.

6.        При охлаждении раствора из него выделяются красивые кристаллы кристаллоги- драта сульфата цинка — цинкового купороса.

7.         Зарисуйте кристаллы вещества в рабочих тетрадях.


Результаты наблюдений

 

Что делали

Что наблюдали

1

 

 

 

 

Выводы:

Отразить, как зависит растворимость вещества в воде от температуры.

Контрольные вопросы:

1.         Как зависит растворимость сульфата цинка от температуры?

2.         Какое вещество выделяется из раствора после реакции?

3.         Сравните форму кристаллов медного купороса и цинкового купороса. Отличаются ли они по форме кристаллов?

4.         Задания для развития функциональной грамотности.

Объясните, какие этапы эксперимента изображены на первом рисунке. Какая связь существует между этими изображениями и фотографией, приведённой рядом?